Перейти на старую версию сайта
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)

Москва

Учредитель: Росстандарт
Федеральное агентство
по техническому регулированию
и метрологии

109443, Москва

Волгоградский проспект, дом 90, корпус 1

+7 (499) 172-46-90

История



История Академии Росстандарта

От курсов - к институту. 

Советское государство с первых лет своего существования уделяло большое внимание вопросам стандартизации и метрологии. Однако, несмотря на принятый в двадцатые годы ряд постановлений по стандартизации и разработку общесоюзного плана стандартизации, добиться сколько-нибудь значительных успехов в повышении качества продукции и внедрении стандартов в народное хозяйство страны не удалось. Причиной этого стало отсутствие в СССР квалифицированных кадров. Поэтому в 1930 году Совет народных комиссаров принял специальное постановление, в соответствии с которым Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны получил право организовывать курсы для подготовки и переподготовки специалистов в области стандартизации. Так в СССР было положено начало подготовке национальных кадров в области стандартизации.

С этого времени в Москве и других городах страны начали создаваться курсы повышения квалификации специалистов, занятых в сфере стандартизации.Обучение и переподготовка кадров не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны, Так, с 1947-го по 1947 год на базе Северо-Осетинского ЦСМ по четырехмесячной учебной программе было подготовлено более двухсот поверителей. После окончания войны в 1946 году в Одессе было создано первое в стране специализированное учебное заведение – техникум измерений для подготовки кадров среднего звена: техников в области стандартизации и метрологии.

Постоянное повышение роли стандартизации и метрологии в народном хозяйстве страны требовало фундаментального, систематического обучения слушателей, более высокого качества образования. В связи с этим приказом председателя Госстандарта СССР В.В. Бойцова № 134 от 5 июня 1968 года на основании постановления Совета Министров СССР № 515 от 6 июня 1967 года на базе Всесоюзных заочных курсов был создан Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ) и его Ленинградский филиал.

1969 год стал для института переходным, в течение которого по учебным планам бывших заочных курсов было подготовлено 2317 специалистов в области стандартизации  и 2271 метролог, а по новым учебным планам института – 725 специалистов по стандартизации и 2162 метролога. В 1970 году ВИСМ завершил обучение слушателей, занимавшихся по программе заочных курсов, и полностью перешел на новые учебные планы института.

Перед коллективом ВИСМ встала ответственная задача – доказать, что институт способен обеспечить принципиально более высокий уровень подготовки и переподготовки специалистов, чем заочные курсы. 

И профессорско-преподавательский состав ВИСМ блестяще справился с этой нелегкой задачей.

ВИСМ. Первые шаги. 

Сегодняшняя Академия стандартизации, метрологии и сертификации зародилась в далеком уже 1968 году, получив название Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ). Институт был создан на базе Всесоюзных Высших заочных курсов по стандартизации (ВВЗКС). Курсы, а затем и институт размещались в небольшой квартире пятиэтажного дома на Большой Черемушкинской улице, дом 63. Там же находились экспедиция и склад. Сотрудников было всего одиннадцать человек. Занятия вели преподаватели-почасовики. Учебный процесс был организован таким образом. Слушателям отправлялись задания для домашних контрольных работ, эти работы проверялись, рецензировались, принималась их защита. 

Первый год существования оказался для ВИСМ сложным. Необходимо было подобрать штатных преподавателей, которые могли бы вместе со специалистами Госстандарта СССР в короткие сроки разработать учебные планы и учебно-методические пособия. 

К концу 1969 года в институте работали уже 24 штатных преподавателя (из них 19 были кандидатами технических наук), несколько десятков преподавателей – совместителей и почасовиков. В институте было составлено 18 программ обучения по стандартизации и качеству продукции и 11 программ по метрологии. В конце 1969 года были открыты факультеты: метрологический и стандартизации. Во всех регионах страны начали создаваться учебно-консультативные пункты, ставшие со временем филиалами или кафедрами ВИСМ. В Москве лекции читались в арендуемых школах, лабораторные занятия проводились на базе Всесоюзного научно-исследовательского института метрологической службы. К 1977 году ежегодный выпуск слушателей института составил свыше 20 тысяч человек.

В 1970 году институт получил в свое распоряжение помещение на Ленинском проспекте, у площади Гагарина, а в 1976-м – здание на Волгоградском проспекте, дом 90. Таким образом, общая площадь помещений, занимаемых ВИСМ, составила почти 5 тыс. кв. м. Важным элементом учебного процесса всегда оставалось насыщение учебных лабораторий современной аппаратурой, особенно на метрологическом факультете. Однако основной базой практики слушателей-метрологов ВИСМ по-прежнему оставались метрологические институты Госстандарта. Создание собственной технической базы становилось для ВИСМ все более необходимым. (Со временем эта проблема была успешно решена.) Важный этап в развитии ВИСМ связан с получением им права проводить хоздоговорные научно-исследовательские разработки. По существу, институт приобрел новый, более высокий статус. Повысилась роль ВИСМ и в Волгоградском районе Москвы. Неслучайно директор ВИСМ в то время возглавлял районный Совет по качеству, а преподаватели института разработали районную систему качества, отмеченную золотой медалью ВДНХ. 

Одной из форм подготовки слушателей стали Всесоюзные учебные семинары с месячным сроком обучения непосредственно на лучших предприятиях Союза. Один из таких семинаров по неразрушающим методам контроля качества прошел в 1975 году на Автовазе в Тольятти. В 1973-м и 1974-м годах были проведены учебные семинары на Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде. «Горьковская школа статистических методов контроля качества» – назвала их газета «Горьковская правда» от 9 августа 1974 года. Только на одном из этих семинаров обучалось 250 специалистов из 98 городов СССР. 

Список стран-участниц курсов ООН ВИСМ по стандартизации, метрологии и качеству продукции

Европа: Польша, Венгрия, Югославия, Болгария

Африка: Эфиопия, Судан, Египет,Нигерия, Кения, Гана, Сьерра-Леоне, Либерия, Уганда

Азия: Индия, Индонезия, Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Вьетнам, Оман, Кипр, Таиланд, Иордания, Непал, Филиппины, Йемен, Кувейт, Монголия, Танзания

Латинская Америка: Мексика, Куба, Гватемала, Венесуэла, Эквадор, Перу, Чили, Уругвай, Боливия

Академия. Новые рубежи. 

В 1999 г. Академия по контингенту слушателей перешла 10-тысячный рубеж – вместе с филиалами обучено 11074 человек. Учебно-методическая работа оставалась в центре внимания администрации и кафедр. Продолжалось оснащение кафедр и подразделений Академии компьютерной техникой. Важнейшей задачей, общей для всех филиалов, являлось укомплектование кафедр штатными преподавателями.

Издательская деятельность, направленная на обеспечение учебного процесса печатной продукцией, постоянно наращивала объемы.

В 1999 году Академия успешно прошла аттестацию Государственной инспекцией при Минобразовании России. Одной из важнейших задач на этот год была ориентация на увеличение контингента слушателей по специализациям в области стандартизации.

Продолжалась работа по использованию современных возможностей информационных технологий для расширения территориальных возможностей обучения, в частности, закладывалась экспериментальная основа дистанционного повышения квалификации, имеющая свою специфику.

В 2000 году для обеспечения и постоянного улучшения качества обучения в Академии была завершена работа по разработке системы качества. В рамках этой работы была разработана и утверждена «Политика в области качества», а также 11 стандартов Академии, регламентирующих основные процессы обучения.

Второй важной задачей являлось форсирование работ в области развития методов и средств дистанционного обучения, адаптированных применительно к контингенту специалистов, повышающих квалификацию в Академии. 29 марта 2000 года на базе Академии был создан Орган по сертификации систем качества.

В 2002 году в Академии и её филиалах прошли обучение 18423 слушателя.

Важнейшим событием, определившим главное направление деятельности Академии в 2003 году явилось принятие Федерального закона «О техническом регулировании». Деятельность коллектива Академии была направлена на обучение и подготовку специалистов к выполнению работ, связанных с реализацией Закона, на обеспечение высокого качества обучения слушателей. В течение 2003 году произошли также значительные изменения в руководстве Академии, ректором была назначена Панкина Галина Владимировна. В этом году в Академии на штатной основе (включая совместителей) работало уже 350 сотрудников.

В связи с 35-летием Академии и за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации заслуженных наград удостоены более 100 сотрудников.

Введение Федерального закона «О техническом регулировании» дало импульс для совершенствования и развития системы обучения: расширился контингент обучаемых, произошла актуализация программ, увеличилось количество специализаций, вошло в практику проведение краткосрочных семинаров по актуальным проблемам технического регулирования, метрологии и менеджмента.

Основными результатами работ Академии в 2006 г. стали получение Академией лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного профессионального образования и аккредитации на право выдачи документа государственного образца.

В 2007 году активизирована работа по приему в Академию молодых специалистов, выпускников вузов, в том числе для прохождения практики и на временную работу: было принято на работу 11 специалистов моложе 30 лет, 10 студентов вузов зачислены на работу для прохождения практики.

В 2010 году прошли сертификацию и получили сертификаты соответствия 84 специалиста, работающих в технических комитетах по стандартизации, в соответствующих подразделениях предприятий и организаций, а также 37 специалиста прошли обучение повторно. Органом по сертификации ведется реестр сертифицированных специалистов, который в настоящее время включает 437 экспертов.

Академия сегодня. 

В настоящее время структура АСМС включает 16 кафедр,3 базовые кафедры, а также 12 филиалов в регионах России. Ежегодно Академия выпускает 15-20 тысяч слушателей. Обучение проводится по следующим направлениям:

– техническое регулирование (стандартизация и технические регламенты, подтверждение соответствия - сертификация и декларирование, испытания продукции, аккредитация, государственный контроль(надзор);

– метрология и метрологическое обеспечение;

– менеджмент качества;

– экологический менеджмент.

– Управление и социальные коммуникации.

Современная экономика требует постоянного обновления знаний, переобучения, овладения новыми специальностями. 

В наши дни грамотные, высококвалифицированные кадры - главная ценность любого предприятия. Чтобы идти в ногу со временем, специалистам необходимо систематически повышать уровень образования, актуализировать знания. Поэтому руководство и коллектив Академии постоянно работают над совершенствованием своей деятельности, и сорокапятилетняя дата - это лишь этап на пути дальнейшего развития Академии стандартизации, метрологии и сертификации.