История Академии

История Академии

От курсов - к институту. Советское государство с первых лет своего существования уделяло большое внимание вопросам стандартизации и метрологии. Однако, несмотря на принятый в двадцатые годы ряд постановлений по стандартизации и разработку общесоюзного плана стандартизации, добиться сколько-нибудь значительных успехов в повышении качества продукции и внедрении стандартов в народное хозяйство страны не удалось. Причиной этого стало отсутствие в СССР квалифицированных кадров. Поэтому в 1930 году Совет народных комиссаров принял специальное постановление, в соответствии
с которым Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны получил право организовывать курсы для подготовки и переподготовки специалистов в области стандартизации. Так в СССР было положено начало подготовке национальных кадров в области стандартизации.

С этого времени в Москве и других городах страны начали создаваться курсы повышения квалификации специалистов, занятых в сфере стандартизации.Обучение и переподготовка кадров не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны, Так, с 1947-го по 1947 год на базе Северо-Осетинского ЦСМ
по четырехмесячной учебной программе было подготовлено более двухсот поверителей. После окончания войны в 1946 году в Одессе было создано первое в стране специализированное учебное заведение – техникум измерений для подготовки кадров среднего звена: техников в области стандартизации и метрологии.

Интересные сведения об организации обучения в сибирском регионе приводит Г.М. Емельянов, в 60-е годы – заведующий Новосибирским учебно-консультативным пунктом. По его словам, постоянная подготовка
и повышение квалификации метрологических кадров Сибири начались с открытия в начале 40-х годов Томского государственного института метрологии, где на двухнедельных курсах-практикумах обучались работники поверочных органов города. Начиная с 1944 года, в этом институте стали проходить систематическую стажировку специалисты из Якутска, Иркутска, Кызыла и других городов восточной части страны.

Новосибирский государственный институт метрологии и приборов (НГИМИП) проводил краткосрочные специализированные семинары по контролю за соблюдением стандартов, стажировку работников измерительного хозяйства предприятий. В июне 1947 года при НГИМИП были организованы трехмесячные курсы поверителей, в 1964 году прошли четыре семинара по измерительной технике. Наиболее значительным из них стал семинар на тему «Прогрессивные средства измерений неэлектрических величин электрическими методами». В его работе приняли участие 280 специалистов из 37 городов Советского Союза.

Тем не менее постоянное повышение роли стандартизации и метрологии в народном хозяйстве страны требовало фундаментального, систематического обучения слушателей, более высокого качества образования. В связи с этим приказом председателя Госстандарта СССР В.В. Бойцова № 134 от 5 июня 1968 года на основании постановления Совета Министров СССР № 515 от 6 июня 1967 года на базе Всесоюзных заочных курсов был создан Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих
и инженерно-технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ)
и его Ленинградский филиал.

1969 год стал для института переходным, в течение которого по учебным планам бывших заочных курсов было подготовлено 2317 специалистов в области стандартизации  и 2271 метролог, а по новым учебным планам института – 725 специалистов по стандартизации и 2162 метролога. В 1970 году ВИСМ завершил обучение слушателей, занимавшихся по программе заочных курсов, и полностью перешел на новые учебные планы института.

Перед коллективом ВИСМ встала ответственная задача – доказать, что институт способен обеспечить принципиально более высокий уровень подготовки и переподготовки специалистов, чем заочные курсы.
И профессорско-преподавательский состав ВИСМ блестяще справился с этой нелегкой задачей.

Г.Ф. Зимин, профессор кафедры «Теплотехнические измерения» АСМС

ВИСМ. Первые шаги. Сегодняшняя Академия стандартизации, метрологии и сертификации зародилась
в далеком уже 1968 году, получив название Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих
и инженерно-технических работников в области стандартизации, качества продукции и метрологии (ВИСМ). Институт был создан на базе Всесоюзных Высших заочных курсов по стандартизации (ВВЗКС). Курсы,
а затем и институт размещались в небольшой квартире пятиэтажного дома на Большой Черемушкинской улице, дом 63. Там же находились экспедиция и склад. Сотрудников было всего одиннадцать человек. Занятия вели преподаватели-почасовики. Учебный процесс был организован таким образом. Слушателям отправлялись задания для домашних контрольных работ, эти работы проверялись, рецензировались, принималась их защита. 

В 1965 году заочными курсами было выпущено 180 человек. Директором в ту пору был Лев Сергеевич Ермолаев, ученый, специалист в области стандартизации и метрологии. Позже ВИСМ переехал
в подвальное помещение, расположенное по адресу: Малая Тульская улица, дом 2/1, корпус 18. Директором института в это время стал Алексей Эдуардович Артес.

Первый год существования оказался для ВИСМ сложным. Необходимо было подобрать штатных преподавателей, которые могли бы вместе со специалистами Госстандарта СССР в короткие сроки разработать учебные планы и учебно-методические пособия. 

К концу 1969 года в институте работали уже 24 штатных преподавателя (из них 19 были кандидатами технических наук), несколько десятков преподавателей – совместителей и почасовиков. В институте было составлено 18 программ обучения по стандартизации и качеству продукции и 11 программ по метрологии. В конце 1969 года были открыты факультеты: метрологический и стандартизации. Во всех регионах страны начали создаваться учебно-консультативные пункты, ставшие со временем филиалами или кафедрами ВИСМ. В Москве лекции читались в арендуемых школах, лабораторные занятия проводились на базе Всесоюзного научно-исследовательского института метрологической службы. К 1977 году ежегодный выпуск слушателей института составил свыше 20 тысяч человек.

В 1970 году институт получил в свое распоряжение помещение на Ленинском проспекте, у площади Гагарина, а в 1976-м – здание на Волгоградском проспекте, дом 90. Таким образом, общая площадь помещений, занимаемых ВИСМ, составила почти 5 тыс. кв. м. Важным элементом учебного процесса всегда оставалось насыщение учебных лабораторий современной аппаратурой, особенно
на метрологическом факультете. Однако основной базой практики слушателей-метрологов ВИСМ
по-прежнему оставались метрологические институты Госстандарта. Создание собственной технической базы становилось для ВИСМ все более необходимым. (Со временем эта проблема была успешно решена.) Важный этап в развитии ВИСМ связан с получением им права проводить хоздоговорные научно-исследовательские разработки. По существу, институт приобрел новый, более высокий статус. Повысилась роль ВИСМ и в Волгоградском районе Москвы. Неслучайно директор ВИСМ в то время возглавлял районный Совет по качеству, а преподаватели института разработали районную систему качества, отмеченную золотой медалью ВДНХ. 

Одной из форм подготовки слушателей стали Всесоюзные учебные семинары с месячным сроком обучения непосредственно на лучших предприятиях Союза. Один из таких семинаров по неразрушающим методам контроля качества прошел в 1975 году на Автовазе в Тольятти. В 1973-м и 1974-м годах были проведены учебные семинары на Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде. «Горьковская школа статистических методов контроля качества» – назвала их газета «Горьковская правда» от 9 августа 1974 года. Только на одном из этих семинаров обучалось 250 специалистов из 98 городов СССР. 

Семинар проводился по специальной программе, сочетавшей теоретические и практические занятия. Каждый слушатель должен был защищать курсовую работу. Во время семинаров проводились теоретические конференции, на которых выступали известные ученые и руководящие работники в области контроля качества (академики Б.В. Гнеденко и А.С. Христианович, знаменитый летчик-испытатель Л.М. Галлай, главный инженер Горьковского автозавода кандидат технических наук Ф.Д. Чинченко и другие). В итоге большая группа специалистов получила глубокие теоретические знания, приобрела опыт практического применения статистических методов контроля качества на предприятиях отрасли. Эти и многие другие мероприятия способствовали росту авторитета ВИСМ как образовательного учреждения, способного выпускать эрудированных специалистов по вопросам стандартизации, метрологии и качества продукции, востребованных не только в своей стране, но и за рубежом.

Список стран-участниц курсов ООН ВИСМ по стандартизации, метрологии и качеству продукции

Европа: Польша, Венгрия, Югославия, Болгария

Африка: Эфиопия, Судан, Египет,Нигерия, Кения, Гана, Сьерра-Леоне, Либерия, Уганда

Азия: Индия, Индонезия, Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Вьетнам, Оман, Кипр, Таиланд, Иордания, Непал, Филиппины, Йемен, Кувейт, Монголия, Танзания

Латинская Америка: Мексика, Куба, Гватемала, Венесуэла, Эквадор, Перу, Чили, Уругвай, Боливия

Академия. Новые рубежи. В 1999 г. Академия по контингенту слушателей перешла 10-тысячный рубеж – вместе с филиалами обучено 11074 человек. Учебно-методическая работа оставалась в центре внимания администрации и кафедр. Продолжалось оснащение кафедр и подразделений Академии компьютерной техникой. Важнейшей задачей, общей для всех филиалов, являлось укомплектование кафедр штатными преподавателями.

Издательская деятельность, направленная на обеспечение учебного процесса печатной продукцией, постоянно наращивала объемы.

В 1999 году Академия успешно прошла аттестацию Государственной инспекцией при Минобразовании России. Одной из важнейших задач на этот год была ориентация на увеличение контингента слушателей
по специализациям в области стандартизации.

Продолжалась работа по использованию современных возможностей информационных технологий
для расширения территориальных возможностей обучения, в частности, закладывалась экспериментальная основа дистанционного повышения квалификации, имеющая свою специфику.

Структура Академии в 1999 году включала 12 филиалов, в том числе 10 филиалов в Российской Федерации и 2 филиала в СНГ. Основными направлениями деятельности Академии по международному сотрудничеству в этот период были обмен информационными и учебно-методическими материалами, повышение квалификации специалистов зарубежных стран и повышение квалификации наших специалистов и преподавателей за рубежом, активное участие в реализации международной программы «Тасис».

В 2000 году для обеспечения и постоянного улучшения качества обучения в Академии была завершена работа по разработке системы качества. В рамках этой работы была разработана и утверждена «Политика в области качества», а также 11 стандартов Академии, регламентирующих основные процессы обучения.

Второй важной задачей являлось форсирование работ в области развития методов и средств дистанционного обучения, адаптированных применительно к контингенту специалистов, повышающих квалификацию в Академии. 29 марта 2000 года на базе Академии был создан Орган по сертификации систем качества.

В 2001 г. в филиалах Академии открыты 4 новых кафедры: в Уральском, Казанском  и  Санкт-Петербургском филиалах и прошли обучение 16911 слушатель. К концу 2001 года профессорско-преподавательский состав филиалов Академии насчитывал 124 чел., в том числе: академик РАЕН – 1, доктора наук – 10, кандидаты наук – 50. В центре внимания ученого совета постоянно были первоочередные вопросы совершенствования учебно-методической деятельности, проблемы расширения контингента слушателей
и развития инфраструктуры Академии путем создания новых учебных подразделений и укрепления действующих. А уже в 2002 году в Академии и ее филиалах в учебном процессе на штатной основе участвовали уже 24 доктора наук и 98 кандидатов наук, структура Академии включала 16 кафедр в г. Москве и 29 территориальных подразделений (14 филиалов и представительств). В 2002 году в Академии
и её филиалах прошли обучение 18423 слушателя.

Важнейшим событием, определившим главное направление деятельности Академии в 2003 году явилось принятие Федерального закона «О техническом регулировании». Деятельность коллектива Академии была направлена на обучение и подготовку специалистов к выполнению работ, связанных с реализацией Закона, на обеспечение высокого качества обучения слушателей. В течение 2003 году произошли также значительные изменения в руководстве Академии, ректором была назначена Панкина Галина Владимировна. В этом году в Академии на штатной основе (включая совместителей) работало уже 350 сотрудников.

В связи с 35-летием Академии и за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов
и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации заслуженных наград удостоены более 100 сотрудников.

С участием ведущих специалистов Академии и филиалов были подготовлены 3 книги, более 50 статей
в журналах и более 30 других учебно-методических материалов (учебно-тематических планов, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний и рекомендаций).

Введение Федерального закона «О техническом регулировании» дало импульс для совершенствования
и развития системы обучения: расширился контингент обучаемых, произошла актуализация программ, увеличилось количество специализаций, вошло в практику проведение краткосрочных семинаров
по актуальным проблемам технического регулирования, метрологии и менеджмента.

Основными результатами работ Академии в 2006 г. стали получение Академией лицензии на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного профессионального образования и аккредитации на право выдачи документа государственного образца.

В 2006 г. структура Академии включала уже 19 кафедр и 23 территориально-обособленных структурных подразделения, в том числе 4 территориальных подразделения на территории Содружества Независимых Государств - Армянский, Казахский, Кыргызский филиалы и Грузинское представительство.

С участием ведущих специалистов Академии и филиалов подготовлены 2 учебника с грифом Министерства образования России, 26 учебных пособий, более 70-ти учебно-методических пособий,  опубликовано более 50-ти научных статей.

В 2007 году активизирована работа по приему в Академию молодых специалистов, выпускников вузов, в том числе для прохождения практики и на временную работу: было принято на работу 11 специалистов моложе 30 лет, 10 студентов вузов зачислены на работу для прохождения практики.

Постоянно проводились маркетинговые исследования и анализ рынка образовательных услуг и стоимости с целью выявления учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование в области технического регулирования, метрологии, систем менеджмента качества. 

В 2008 году Академия приступила к обучению по новым для образовательного учреждения лицензированным образовательным программам профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации со сроком освоения свыше 1000 часов: «Менеджер по качеству управления организацией», «Специалист по метрологическому обеспечению производства», «Специалист
по сертификации и стандартизации» и «Специалист по стандартизации и экологической безопасности».

На начало 2009 года в Академии на штатной основе работало 117 человек, среди работников Академии 20 докторов наук, в том числе 16, работающих на условиях внешнего совместительства, 38 кандидатов наук,
их них 21 совместитель. К этому году структура Академии включала 15 кафедр и 16 территориально-обособленных структурных подразделения.

Академией разработан дистанционный курс (УМК) по образовательной программе «Техническое регулирование и стандартизация». Обучение предназначено для повышения квалификации специалистов, работающих непосредственно в области стандартизации, а также руководителей и специалистов, чья деятельность связана с использованием технических регламентов, национальных и межгосударственных стандартов, других документов по стандартизации.

По состоянию на конец 2010 года структура Академии включала 16 кафедр и 13 территориально-обособленных структурных подразделения (филиалов), в Академии и её филиалах прошли обучение 15426 слушателей. В 2010 году Академия и 2 филиала (Новосибирский и Санкт-Петербургский) прошли процедуру аккредитации в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки с установлением статуса по типу «образовательное учреждение высшего профессионального образования» по аккредитованным образовательным программам. В этом же году в дистанционной форме по следующим специализациям обучилось 146 человек. Курсы разрабатывали 5 кафедр: «Менеджмент качества», «Стандартизация», «Оценка соответствия», «Законодательная метрология», «Механические измерения».

Орган по сертификации систем менеджмента качества Академии сконцентрировал свою деятельность
в следующих направлениях по оказанию услуг: образовательной, медицинской и строительной. В 2010 году прошли сертификацию и получили сертификаты соответствия 84 специалиста, работающих в технических комитетах по стандартизации, в соответствующих подразделениях предприятий и организаций, а также 37 специалиста прошли обучение повторно. Органом по сертификации ведется реестр сертифицированных специалистов, который в настоящее время включает 437 экспертов.

Академия сегодня. В настоящее время структура АСМС включает 16 кафедр, а также 12 филиалов
в регионах России. Ежегодно Академия выпускает 15-20 тысяч слушателей. Обучение проводится
по следующим направлениям:

– техническое регулирование (стандартизация и технические регламенты, подтверждение соответствия - сертификация и декларирование, испытания продукции, аккредитация, государственный контроль(надзор);

– метрология и метрологическое обеспечение;

– менеджмент качества;

– экологический менеджмент.

Современная экономика требует постоянного обновления знаний, переобучения, овладения новыми специальностями. В наши дни грамотные, высококвалифицированные кадры - главная ценность любого предприятия. Чтобы идти в ногу со временем, специалистам необходимо систематически повышать уровень образования, актуализировать знания. Поэтому руководство и коллектив Академии постоянно работают над совершенствованием своей деятельности, и сорокапятилетняя дата - это лишь этап на пути дальнейшего развития Академии стандартизации, метрологии и сертификации.