victory day
victory day

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)

Москва

Учредитель: Росстандарт
Федеральное агентство
по техническому регулированию
и метрологии

victory day

Москва

109443, Волгоградский проспект, дом 90, корпус 1

+7 (499) 172-46-90
Назад на главную

17 октября 2024

Новая разработка ученых из Новосибирска поможет климатологам

Уникальное научное судно «Северный полюс» в начале октября стартовало из Мурманска к северу от Новосибирских островов. На борту расположено два десятка лабораторий, во время морского путешествия будут проведены уникальные научные исследования. Экспедиция продлится до 2026 года.

Впервые на судне проведут абсолютные гравиметрические измерения. Специальные устройства на протяжении всего дрейфа будут мониторить движение земной коры. В будущем эти данные помогут прогнозировать изменения климата. Разработкой абсолютного баллистического лазерного гравиметра занимались новосибирские ученые из Института автоматики и электрометрии СО РАН.

Абсолютный лазерный баллистический гравиметр предназначен для высокоточного оперативного измерения абсолютного значения ускорения свободного падения g (напряженности гравитационного поля) в дискретных точках земной поверхности. Как поясняется в документах ИАиЭ СО РАН, принцип действия баллистического гравиметра основан на измерении пути и времени свободного падения тела в вакууме. Этот принцип позволяет использовать естественные (и наиболее точно определенные) стандарты длины и времени.

Перемещение падающего тела измеряется интерферометрическим методом — мерой длины служит длина волны лазера. В качестве осветительной системы интерферометра используется стандарт длины на базе твердотельного Nd:YAG лазера, стабилизированного по йоду, с рабочей длиной волны 532 нм. Мерой интервалов времени являются сигналы прецизионного рубидиевого стандарта частоты. Приборы, основанные на абсолютном методе измерений, характеризуются отсутствием дрейфа нуля, что позволяет проводить измерения вне связи с опорной гравиметрической сетью. Приборы подобного типа в России до сих пор не выпускались.

Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Северный полюс» — судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). Основные характеристики ЛСП: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10 390 тонн; скорость — не менее 10 узлов. Судно, не имеющее аналогов в мире, построено в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях и спущено на воду в 2022 году.

 

Источники: 4s-info.ru, portnews.ru

Фото: ААНИИ

Новая разработка ученых из Новосибирска поможет климатологам