Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
20 ноября 2025
В России сегодня работают более трех тысяч предприятий, выпускающих медицинские изделия — от перевязочных материалов и инструментов до высокотехнологичной диагностической техники. Обязательная маркировка уже распространяется на 13 категорий изделий, еще 16 находятся в экспериментальном режиме. Это лишь малая часть из 405 товарных групп, но даже на этом этапе у производителей возникает немало сложностей.
Сегодня среди актуальных задач — обеспечение отрасли необходимыми сырьем, материалами и комплектующими. Для этой цели в следующем году будет осуществлен переход к механизму подтверждения страны происхождения медизделий балльной системой. Так, при включении в реестр российской промышленной продукции будут оцениваться конкретные технологические операции и использование сырья, производимого в ЕАЭС.
Среди маркируемых товаров — слуховые аппараты, кресла-коляски, трости и костыли, очистители воздуха, части протезов, шприцы, медицинские маски, презервативы. Маркировка призвана бороться с контрафактом, отслеживать оборот продукции и оптимизировать закупки для медучреждений.
В 2025 году стартовала маркировка глюкометров, тест-полосок, тонометров и экспресс-тестов, а с 2026 года к ним добавятся реагенты in vitro, шовные материалы и эндопротезы.
Российская ассоциация аптечных сетей предлагает включить в эксперимент филлеры и средства для биоревитализации из-за их активной продажи на маркетплейсах. Росздравнадзор сотрудничает с маркетплейсами для контроля за продажей медизделий, предоставляя им доступ к реестру.
Производители поддерживают идею контроля, но сталкиваются с проблемами, особенно при маркировке мелкоштучных изделий. Нанесение кода на маленькую упаковку технически сложно, а нестандартная упаковка усложняет поиск универсальных решений. Предлагается маркировать только групповую упаковку. Проблемы со считыванием кодов также возникают в регионах с нестабильным интернетом.
По материалам Союзфарма